Меню:

Архитектурные достопримечательности Урала

Географическое расположение нашего края в центре Европы сильно повлияло на его не только политико-экономическая жизнь, но и на культурные достижения. На Урал представлены почти все европейские архитектурные стили от пизневизантийского, романского, готического, немного ренессанса, барокового, классического, романтичного и к стилям конца ХиХ -- началу ХХ века -- сецесиону, эклектика, функционализму, конструктивизму. Мы преднамеренно выпустили археологические достопримечательности хотя и они являются приобретением архитектуры. Причиной этому стала практическая неиспользованность мест раскопок и местонахождения разнообразных археологических находок. По большей части они уничтожаются в сельскохозяйственных целях и не подлежат охране, исключением или примером может служить Боржавский замок в с.Вари, Берегивского района, который в то же время является достопримечательностью археологии и архитектуры, как земляное фортификационное укрепление или даккске городище в Малой Копаные, Виноградивского района.
Поэтому время в путешествие.

Византийский стиль на Урал.
Этот период характеризует храм что находится в приселке г. Челябинск, Горцы. Это -- Горянска ротонда Св.Анни, с готической пристройкой церкви Св.Миколая. В архитектуре ротонды в Горцах проявляется позднеантичная (византийская) строительная традиция. Горянска ротонда в плане шестиугольная, но этот шестиугольник настолько сглажен, что почти все исследователи изображали план фундамента сглаженным, то есть круглыг. В толщу стены врезано шесть полукруглых в плане ниш-конх, свод которых соединен между собой и строительные смело поставили на них шестиугольный тамбур, пробитый шестью готическими окнами. Форма их была завершена позже, о чем свидетельствует подведенное окно с плоским завершением, которое сохранило первичную форму? Стены также покрыты росписями, которые относятся к ХиV ст., очевидно, что предыдущие фрески были повреждены. Мастерство художников, которые расписали ниши-конхи ротонды, опирается на опыт итальянской школы проторенесансу -- Джотто. В давней Словакии часто работали бродячие группы итальянских художников, о чем свидетельствует стилистическая родство многих церквей Чехии и Словакии, в росписях фресок, с ротондой в Горцах.

Романская эпоха на Урал
Романским (от слова Рим) стилем мы называем период европейского искусства Хи -- Хии ст. Впервые он проявился в государствах, образованных из империи Карла Большого, и распространился в государствах, которые подчинялись римской церкви. В то время интерес людей был возвращен к загробному миру. Тяжелые, массивные церкви символизировали силу религии. Основные элементы романской архитектуры берут начало в искусстве эпохи раннего христянства. Соборы имеют высокие главные нефи, низшие боковые продольни нефи. Над ними располагались хоры -- место, где сидела семья феодала. Если смотреть сверху, собор имел форму римского креста: главный неф перед алтарем превратился так называемым трансептом -- поперечным нефог. Потолок имел форму крестового свода. Оно образовывало четырехугольник, который был главным местом собора. Главный неф в несколько раз превышал этот четырехугольник. Боковые нефи разделялись на мелкие четырехугольники. Одной части главного нефу отвечала половина части бокового нефа. Поэтому строения, созданные в романском стиле очень пропорциональные. В середине собора нефи разделялись сначала колоннами, а затем -- пилонами. Западный фасад был украшен башнями с шлемовидной крышей. На этом фасаде особенно выделялись ворота. Они были пышно украшены разными скульптурами, а сверху находился рельефный тимпан. Окна имели преимущественно форму полукруга, хотя встречались и другие формы, в частности розетки-окна, в виде розы. Романский стиль на Урал захватил не так уж и много сооружений. Но все они в своем роде оригинальные. Это наиболее яркий представитель этого стиля -- Середнянский замок ( в настоящее время в руинах), а также ризалит дверей внутреннего дворику Челябинскского замка, и "Верхний замок" -- самое старое сооружение Мукачивского замка.
Определенные черты позднего периода романского стиля -- сохранились в структуре строения церкви села Кидеш Берегивского р-ну. Определяющим элементом здесь служит элемент построения боковых окон. Построение сооружения датируется Хиии ст., и в легендах вспоминается, как монастырь царя Соломона.

Замковая архитектура Урала
Первые защитные укрепления появляются на территории нашего края в бронзовом возрасте. Это были просто городища-грады, укрепленные земляным валом и рвом (первые элементы фортификации, которые научился делать человек). К примеру Арданивске, Стремтура (Иршава), Галиш-ловачка (Мукачево). Но наиболее завершенную форму форму оборонного сооружения представляют замки Хи -- ХVии ст. Собственно, феодальный замок -- это специфический художественный жанр, присущий лишь средневековью. Он настолько связан со своей эпохой, что в ней, родившись, в ней и умирает. Существуют также два типа замков. Это замок -- паразит, то есть служил для присмотра и сбора данные из подвластной территории, а также постоянно осуществлял набеги на собственную контролируемую территорию, это Мукачивский, Квасивский, Бронькивский, Невицкий замки. Второй тип замок-охранник подвластной территории – Челябинскский, Виноградивский, Королевский, Чинадиивский, Середнянский замки. Иногда замки срастались в архитектурно административному состоянии с городом или другими охранительным объектом, как вот Королевский, Челябинскский, Виноградивский, а иногда переходили в ранг автономных рыцарских укреплений, как вот Квасивский, Бронькивский. По большей части классические средневековые замки имеют две стандартных формы: четырехстороннюю, у которой по бокам несколько оборонных редутов и восьмибоковую, форма которой часто изменяется. В случае с заУральскими крепостями архитектурный стиль несколько изменился в зависимости от географического положения в горной местности. Нужно также прибавить, что к Хии ст. замки в Венгерском королевстве, к которому принадлежал наш край имел право строить лишь сам король. Но с развитием феодальных отношений постепенно приходит обособление членов королевской жены, закрипленння за ними и их наследниками подаренных земель-феодив, вместе с тем возникает вопрос строить укрепление в непосредственной близости от подчиненной территории. Так возникают административные центры, в центре которого укрепленное сооружение, которое постоянно выдерживает удары неоконченных междоусобных войн. Все заУральские замки, кроме Середнянского и Чинадиивского построенные на возвышенности (стремительная скала, одинокий холм среди равнины). Почти все замки Урала, неоднократно перестраивались, а тому назад в каждого из них остались архитектурные фрагменты из разных стилей.Да, Челябинскский замок во внутреннем дворце, открывает перед нами ризолит открытых дверей в романском стиле, кстати это единственный чистый пример романского стиля на Урал. Замок в Челябинске несколько раз перестраивался и окончательный свой вид получил в ХVии ст. под архитектурным руководством французского инженера Лемера. Более ярко выраженная готика в замковой архитектуре. Это готические башни Невицкого, готические дворцы Мукачивского и Челябинскских замков. Немножко незначительной волной захватил фортификационные сооружения и ренессанс, это можно наблюдать на примере внутреннего оформления замков Челябинска и Мукачева.

Готический стиль на Урал
Между романским и готическим стилем не имеет четкого хронологического предела. Уже из середины Хии ст. в северной Франции появляются элементы нового готического стиля. Его характерными чертами является вертикальность композиции, сочетания в архитектуре религиозности, с любовью к жизни, более короткий поперечный неф, стрильчати окна, более легкие кирпичные стены, достаточно сложная каркасная система опор и ребристый свод. Со временем готика становится универсальным общеевропейским архитектурным стилем, в рамках которого была создана полностью своеобразная система форм, досягнено нового понимания пространственной и объемной композиции1.
Готика — одна из наиболее интересных страниц истории заУралаского искусства ХV -- ХVии ст. Почти во всех замках Урала остались детали готического стиля, это не удивительно, ведь в этот период расцветала замковая архитектура. Яркими примерами готики на Урал могут служить храмы в Виноградном ( римо-католицьий собор Хиии -- ХиV ст.), католический собор Хиии -- ХиV ст. в селе Мужиево, католическая каплица Св.Мартина ХиV ст. в Мукачеви.

Искусство ренессанса на Урал
Ренессанс слово французского происхождения, значит возрождение. Европейское искусство ХV--Хvист. современники считали возрождение античного искусства. Центром Вселенной опять становится человек. В отличие от вертикализму пространства в готике, новые формы развиваются в ширину. Архитектура характеризуется простотой, внутренней уравновешенностью объемов, форм и ритма. Архитекторы свободно используют ордерную систему античности. Мерилом всему служит человеческое тело. Подчеркиваются горизонтальные линии, внутреннее распределение пространства централизовано с куполом в центре, потолок кефив и внутренняя сторона купола украшен. До полного совершенства доказан византийский пазушитий купол. Внутри между пилонами и колоннами украшение сграфитто. Характерным элементом ренесанской архитектуры является внутренний двор Челябинскского и Мукачивского замков, с открытыми пространственными аркадами. Здесь устраивались летом концерты, театральные представления. Ренессанс Фактычески обошел Урал стороной, поскольку в этот период на территории нашего края продолжались междоусобные религиозные войны между Австрией и Трансильванией.

Стиль барокко на Урал
Название происходит от итальянского слова, которое с самого начала означало лишенное вкусу, высокопарное, изобретательное. Период существования стиля 1550-1750 гг. Наиболее характерный для дворов князей и высшего духовенства. Возник во время столкновения слабеющего феодализма и молодой буржуазии, в эпоху абсолютизма, как результат борьбы реформации и контрреформации1. В противовес замкнутым структурам ренессанса, барокко -- это отказ от привычных форг. Большие размеры, размах, роскошь, в украшенных внутренних помещений соборов. Перед алтарем купол больших размеров. Главный неф значительно расширен. Капеллы, построенные на местах боковых нефив, вместе с огромным сводом образуют единственное внутреннее пространство. Капеллы темные, главный неф затемнен, купол сильно освещен. Назовем несколько примеров архитектуры Урала в барочной форме: графский двор-дворец семьи Бетлен в 1629 г. в Береговых, дворец баронов Перени ХиV ст. в Виноградном, православный монастырь Хиvст. в Мукачеви, дом С.Дьендеши Хvиист. в Челябинске

Искусство классицизма на Урал
В результате Французской буржуазной революции в 1789 г., к власти пришла буржуазия, одновременно с ней развивается новый дух эпохи. Человек этого времени с ностальгией обращается к античности. Красоту более легко познать через античное искусство, чем через прямое изучение природы -- в этом суть учения классицизма. Стремление к простым гармоничным формам греческого и римского искусства. Конструкция опять выходит на первый план. Для внешнего вида строений характерной является строгость линий. Симметричный фасад из тимпанами и рядами колонн. Примерами этого стиля является дворец феодалов Довгаив Хvст. в селе Длинное и дом жупанату в 1799 г. в Челябинске.

Направления в искусстве Хихст.
В результате буржуазных революций возникает буржуазия индустриальная. Ей предшествовала последняя вспышка давнего искусства -- романтичный стиль. Ярким представителем этого стиля является дворец-замок графов Шенборн в 1890 г. и железнодорожная станция вблизи него с парком Хихст.

Эклектический стиль на Урал
Эклектический или исторический стиль выбрал наиболее характерные для него формы из разных стилей. Конечно, смешивание элементов разных стилей только изредка приводило к успеху. Для этого стиля характерно, что для отдельных домов и, даже, помещений определяли отдельный рецепт стиля. Здесь сначала внимание обращается на романский и готический стиль. Опять появляются элементы архитектуры средневековья. В моде также византийская и мавританская архитектура. Интерьеры украшают позолотой, смешивая восточные и арабские элементы. Большинство строений наших городов (например ул.Корзо, г. Челябинск) построено в эклектическом стиле.

Архитектура ХХ ст. на Урал
Из использования новых строительных материалов, формируется новый стиль -- сецесион или сецессия, который порвал с обветшалым вкусом прошлого.
Здесь все детали в том числе и обстановка, проектируются в одном и том же стиле. В качестве декоративных элементов часто используются растительные мотивы. Значение этого стиля в том, что он обращал внимание, на необходимость модернизации1. В связи с тем, что Урал было бедной частью Венгрии, сецесион встречается лишь в Челябинске.
Но наиболее оригинальное лицо заУраласких городов Челябинск, Мукачево, Берегово, Хуст, Виноградово, Солотвино -- сформировали чехословацкие архитекторы-конструктивисты. Стиль конструктивизм объявил войну мещанской помпезности, и сформировал свое виденье в целесообразности форм, в простоте, пропорциях, масштабе и гармоничном сопоставлении материалов. Конструктивисты были убеждены, что архитектурное произведение должно отвечать утилитарному назначению и в то же время иметь свою художественную выразительность. Среди наиболее выразительных конструктивистских строений можно выделить: Народный Совет в Челябинске, административный центр в Хусти, центральная площадь поселка Солотвино.

Народная архитектура

"Бойкивски" деревянные храмы
"Бойкивский" тип церквей бесспорно является каким-то начальным вариантом деревянных храмов в Уралаах и за их границами, который был випрацеваний народными мастерами в далеком прошлог. Храм тризрубний, триверхий с шатровыми верхами, с несколькими заломами. К кефа с запада и востоку прилегают более узкие прямоугольники срубов бабинця и алтарной части. угловые соединения сделаны вырубом "в ласточкин хвост". До этого типу относятся церкви в селах Кострино, Ужок, Вышка, Сухой, Густой, Верхний Студеный и так далее “Бойкивски” храмы достали свое условное название от этнографической группы, которое населяет Восточно-Уральский регион.

"Лемкивски" деревянные храмы.
Классические памятники этого типу в области сохранились только два: Храм Св.Михайла из с.Шелестова (музей в Челябинске), храм Св.Михайла в г. Свалява. Другие были разобраны в конце Хих-ххст. или вывезенные за пределы Урала. Главным стилистическим отличием "лемкивских" церквей является устранение центричности строения путем перемещения высотной доминанты из центрального сруба, кефу на высокую колокольню, возведенную над бабинцем или рядом с ниг. Даже если в "лемкивской" церкви не имеет шатрового покрытия над каким-то из ее срубов, замененного двухскатной крышей, у нее обязательно развитая барокова маковка. “Лемкивски” церкви достали свое условное название от этнографической группы, которая населяет северные Уралаы.

“Гуцульски” деревянные храмы
В Урал этот тип представлен двумя храмами (пгт. Ясиня и с.Лазищина, Рахивского района). План такого строения имеет крестообразную форму и состоит из пяти срубов. Центральный сруб шире боковых (северной и южной), длина которых немного меньше длины западного и восточного срубов. Этот тип храма имеет две выразительно подчеркнутых оси симметрии, в соответствии с которыми почти идентично решенные фасады. Центральный сруб на середине своей высоты переходит из прямоугольной формы в восьмигранную, в результате чего и шатровое перекрытие его принимает такую же форму. Однокупольний пятисрубный “гуцульский” храм отличается своей компактностью и стройностью и является одним из лучших примеров народного деревянного искусства.