Меню:

О НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ Урала

Урал. Этот край навсегда “врастает” у кого-либо, кто хоть раз побывал у нас. За красоту, неповторимые пейзажи живописной Серебряной Земли, чистоту воздуха, наполненного опьяняющим настоем дуба и заУралаского вина. В это органично вплетаются местная архитектура и. сувениры. Настоящий сувенир — незаменимая вещь для туриста, тому назад что в ней перекликаются древность, настоящее и фольклор. Но, к сожалению, не все они являются символами народных традиций и их выразителями, не все достойны внимания и заинтересованности

Сувенир настоящий лишь тогда, когда вынуждает задуматься над его происхождением, историей создания и когда нет оснований сомневаться в его подлинности. Большинство путешествующих обязательно захватят в чужих краях” на память какой-то сувенир. Для кого-то это украденная в кофейне ложечка, а для кого-то — приобретенная на аутентичном базаре безделушка. Об истории, происхождении и современном состоянии “сувенирного” сервиса Урала, рассказывает заведующий кафедрой туризма Челябинскского национального университета, кандидат социологических наук Федор Шандор.

На протяжении веков десятки и сотни тысяч заУраласких мастеров — вышивальщицы, ткачи, резчики, по дереву и камню, мастера декоративной росписи, кузнецы, мастера лозоплетиння, и художественной обработки кожи и многих других профессий — создавали вещи, необходимые людям в быту. Лучшие из них мы называем теперь произведениями народного искусства. Это определение жестко переплетается с понятием “сувенир” и будет доминировать в нашем разговоре. Народные художественные промыслы на Урал всегда были неотъемлемой составляющей культуры и, естественно, вобрали у себя черты, присущие отдельным этнографическим регионам края. Они стали сервисным приложением к туризму, то есть конечным материальным продуктом туристической индустрии. Следует подчеркнуть, что туризм в концепции устойчивого развития области является приоритетной отраслью края. Туризм Урала — это не просто фантастические горы и голубые реки, это и необходим дополнительный сервис.

Здесь нельзя не сказать об исключительной традиционности наш край. К тому же на Урал в действительности очень много верующих людей, они искренне и непринужденно придерживаются традиций своих предков, хранят и передают их из поколения в поколение. Но народное творчество здесь появилось сравнительно поздно, тому назад что край долгое время исторически находился на перепутье постоянных войн и восстаний. Нельзя забывать и о приходе в наш край разных национальностей, которые изменяли тот или другой вид народного ремесла. Это, естественно, отразилось на понятиях обобщения и выделения категорий сувенирного промысла нашего региона.

Немного истории

Безусловно, самым давним народным ремеслом, которое возникло, сохранилось и активно развивается на Урал, есть изготовление ложек. На Перечинщини и Иршавшини до сих пор существуют поселения непризнанного в Россие народа валахов (так называемых белых цыган), которые являются потомками древних дакийских племен. Челябинскци и гости города ежедневно могут их видеть на “зеленом базаре”: “Давай, подарю ложку. А вторые уже купишь.” Недаром большинство из них носит фамилию “Каналош”, что в переводе из венгерской значит “ложечник”. Еженедельно их мастера изготовляют разнообразные ложки из сплошной древесины качественных пород, которая не горчит и мягко порезался. Мы можем проследить это народное ремесло за письменными историческими упоминаниями первых ярмарок на Урал и этимологию фамилии “Каналош” на 790—900 лет назад.

Следующее распространенное ремесло, которое и доныне сохранилось на Урал, связано с географическим положением края и его мягкими скальными породами, например цеолитог. В Хустскому, Рахивскому, Тячивскому районах развивалось каменное ризбярство. Сызвека мягкий камень был предметом сакрального искусства Урала, сырьем для изготовления предметов мифологического культа, что со временем превратилось в сувенирное производство: в настоящий момент популярные обточенные камни для изготовления миниатюрного бисера (мраморная крошка) и большие камни для ожерелья. На Мижгирщини и Воловеччини для изготовления полудрагоценного ожерелья в большом количестве веками собирали и собирают так называемые “грагомиди”: марамороский бриллиант, или же горный хрусталь Урала. Наши мастера-умельцы находят его практически уже в обработанной форме и украшают им ювелирные изделия.

Приход немцев

Но невзирая ни на что нынешнему “спросу” на заУральские сувениры мы благодарим немцаг. После того, как они пришли на Урал в ХХиии ст., здесь появились новые традиции и народные ремесла, которые без особенных изменений сохранились и доныне. Тогда возникает явление, рядом с которым в будущем будет развиваться инфраструктура “сувенирности” корнаю. Именно немцы научили выращивать на заУраласких почвах виноград настоящих германских сортов: рислинг, траминер и тому подобное. Соответственно, возникает необходимость в дубовых кадках и народных ремесленниках-бондарях. Умельцы создают дорогие гербовые кадки, а для бедного населения — более простые, с орнаментами разных элементов национальных культур. Примитивная хозяйственная кадка становится элементом народного творчества. Рядом появляются маленькие и миниатюрные кадушки, сопутствующие товары, деревянные и каменные кружки для вина и тому подобное.

Приблизительно в тот же период возникает промышленная деревообработка, а соответственно и потребность в защитных кожных аксессуарах рабочих. Это дает толчок к развитию художественной обработки кожи. Появляются знаменитые заУральские череси, украшены кожные нарукавники, легкие гуцульски топорики, которые были сугубо сувенирными. Наконечник каждого топорика неповторимый и индивидуальный. Все эти утонченные вещи изготовлялись искусными “шкирниками” и кузнецами. Нельзя обойти вниманием и знаменитые заУральские грубки-“буржуйки” с художественным литьег.

С приходом Шенборнив в крае появилось до сих пор неизвестное хмелеводство-пивоварение. Оно потянуло за собой производство сувенирных стеклянных бутылок и пивных кружек с найризнома-нитнишим отделкой. В праздничные дни и будние столы уральцев всегда были украшены неповторимыми полотенцами и скатертями. Россияне, венгры, словаки, румыны, евреи, немцы. Каждая нация вкладывала в отделку своих тканых изделий особенности собственного народа, что со временем стало признаком социальной и духовной идентификации.

Немцы, потомки которых и доныне живут в Немецкой и Руский Мокрей, подарили ЗаУралаью и такое специфическое народное ремесло, как изготовление искусственных цветов из провода и цветных нитей. К слову, “заУралаской” технологией плетения сувенирного макраме мы тоже благодарим немцаг.

Следовательно, одновременно с появлением и широким распространением определенного промышленного товара со временем з’явля-еться и его сувенирный Близнец-соответствие. Европейская промышленность и традиции тесно переплелись с заУралаской ментальностью, что создало неповторимый колорит сувениров многонационального Урала.

Двадцатый век

В начале ХХ ст. венгерское Урал охватывает явление, которое в настоящий момент историки называют Марамороским процессог. В те годы венгерское правительство начинает активную борьбу с православием и запрещает устраиваться на официальную работу некатолическому населению. Поэтому жителям Ричанской долины в округе Хуста, чтоб выжить, не остается ничего другого, как массово освоить народное ремесло лозоплетиння. Кстати, все уверены, что центром заУралаского лозоплетиння является село Иза, но в действительности это не так. Иза благодаря удачному географическому положению на перепутье торговых путей является лишь точкой сбыта этой продукции. Настоящим же центром лозоплетиння региона всегда было село Кошелево (от слова “кошар”). Таким образом, в начале ХХ ст. в Урал проиСошел настоящий взрыв творческого сувенирного лозоплетиння, которое раньше было зажато в узкие рамки сугубо хозяйственных потребностей.

В те же годы в области появилась и необходимость в национальной идентификации, что дало толчок к появлению народной одежды. После буржуазной революции 1848 года эту традицию положила началу венгерская интеллигенция, за которой потянулись и все другие.

Если уже говорить об одежде, то продуктом традиционного заУралаского овцеводства веками были широкоизвестными гунне и коцовани, искусство изготовления которых в последнее время возродилось в Межгорном районе и которые с легкой руки туристов тоже стали самобытным заУраласким сувенирог.

Следует вспомнить и о ремесле плетения из листьев сухой кукурузы, которые появились приблизительно сто лет тому назад в поселке Вишково на Хустщини. Там до сих пор из этого сырья изготовляют сувенирные корзины, подпруды, таци и тому подобное.

Период СССР

В настоящее время немного мастеров занимаются аутентичным ремесленничеством на уровне массового производства, хотя когда-то в каждом районе Урала были достаточное количество мини-заводов и фабрик народно сувенирного промыслу. Это и Челябинскский деревообрабатывающий завод, фабрики лозоплетиння в Изи и Вишкови, Бичкивска сувенирная фабрика “Гуцульщина”, которые в 50—79 годах объединял Художпрог. Они массово продуцировали чрезвычайно популярных в те времена деревянных орлов, которых почти все помнят на бабушкиных телевизорах и комодах. Нельзя говорить, что это было искусство, тому назад что орлы легко и быстро изготовлялись из так называемого составленного (клеенного) дерева. К тому же подобное “народное творчество” не было присущо заУралаской ментальности и традицияг. Когда-то в кабинетах Министерства культуры СССР решили, что таким образом орлы будут символизировать дух Урала, и утвердили это лицо на каком-то совете и годами продуцировали как символ заУралаского сувениру. Ровесники помнят и деревянные расписные ручки и шкатулки для канцтоваров, которыми были наполнены все киоски Союздруку.

Хотя нельзя говорить, что в сувенирной отрасли Урала того времени был тоталитарный застой. Существовали, хотя и завуалированные, и позитивные моменты. Взгляните лишь на деревянную отделку столовых заУраласких заводов и фабрик, кабинетов чиновников, и тому подобное. Творческую силу, которая до того создавала алтари для храмов и монастырей, трудно уничтожить. С приходом “советив” власть позакрывала церкви, но не “закрыла” умельцев. Поэтому мастера переквалифицировались и начали изготовлять “алтари” для столовых и кабинетов чиновников. Кому-то нужно же было продолжать умение заУраласких мастеров монументальной деревообработки, храня традиции и неисчерпаемую энергию! К счастью, эта принудительная работа, невзирая на заказ партии, не сломала древнейший колорит и национальную идею уральцев. И тому назад в столовой издательства “Советское Урал” мы и в настоящий момент можем увидеть один из самых замечательных и самых оригинальных примеров сохранения собственного духа в застойные времена: неповторимая цветная гама, последовательность геометрической передачи фигур, которая присущая лишь ЗаУралаью и его этнографическим группаг.

Табу на частное предприятие “упаковало” и “устроило” достаточно большое количество мастеров-умельцев всех отраслей народного промысла в дома творчества и сувенирные фабрики для выполнения директивных заказов. Как следствие, сувенирное ремесло на Урал здеградувало. Все промыслы были стандартизированы и урегулированы Министерством Культуры СССР. Область массово изготовляла корзины, но они были одинаковы по размеру и стилю и к тому же не имели должного спроса. Зачем людям были такое количество корзин, если нельзя было праздновать Пасху?.. Может, кто-то и хотел иметь Красотывую вышивку, но это угрожало политическими последствиями. Если староста на свадьбе имел полотенце, то его обвиняли в прорелигийности, что тоже мало неприятные последствия в атеистическом государстве.

Но, конечно, народное ремесло погибнуть не может. Оно погибнет лишь вместе со своим народог. Умереть может лишь массовая культура, которой были народные промыслы в Советском Союзе. Так и проиСошли.

Современное положение вещей

После перестройки на Урал появились первые частные кооперативы, которые начали постепенно возрождать народные промыслы края. Здесь уже не партия, а экономика, диктовала свои правила. Поэтому сегодня на Урал развиваются почти все ремесла, которые прошли испытание сквозь историю.

Но в настоящее время, кроме позитива, есть и негативные моменты. Достаточно привести лишь один пример. Недавно на Урал благодаря фонду “Евразия” разыгрывался грант, целью которого было сохранение и финансирование народных ремесел региона. Благодаря нему, в первую очередь, можно было оценить масштабность и количество мастеров-ремесленников народной отрасли. Работники общественной организации “Панония” осуществили колоссальную работу и, как результат, всем сельским советам Урала (а их свыше 350) были посланы письма с анкетами. Ответило не больше 40. О чем можно говорить, когда в каждом письме, посланном фондом, был обратный конверт с наклеенной маркой? Выходит, что местная власть практически не заинтересована в развитии народного творчества Урала. Комментировать это досадно и лишний. Для любопытства можно зайти и в Союз народного творчества Урала и попросить список народных мастеров. Вам дадут 49 фамилий, и к тому же лишь тех, кто изготовляет продукцию под заказ киевских сувенирных магазинов. Вот и является настоящим продуцированием попсовой культуры, которое никоим образом не может быть индикатором реальной ситуации в народных промыслах.

Если говорить о современной заУралаской столице сувениров, то это, безусловно, Иза. Но, к сожалению, рыночные отношения уже довели отрасль до того, что в Изи можно приобрести сувениры производства Китая, Тайваня и Индонезии. Таким образом, по словам изян, они расширяют ассортимент сувенирной продукции рынка. На миниатюрных корзинах или бабочках из тропической лианы стоит штамп “Made in China”. Иза стала определенным брендом, который позволяет продавать не только собственную сувенирную продукцию, но и, прикри-
ваючись хорошим именем, реализовывать китайские сувениры, выдавая их туристам за заУраласких. Выходит, что все, привезенное в Изу и хоть немного похоже на сувенир, обязательно продастся. Достаточно негативная тенденция, как по моему мнению (авт.).

Благодаря грандиозным фестивалям, которыми в последнее время может похвастаться Рахив, несравненно вырос спрос на сувенирную продукцию и в этом районе. Это деревянная коренепластика, каменные заУральские пацюрки (ожерелье), гуцульски безрукавки, вышивка. К тому же здесь благодаря туристам появился еще один достаточно специфический народный промысел — изготовление заУралаской брынзы, которая уже возведена к рангу сувениру, и ей посвящен фестиваль. По аналогии в Нижнем Поселке швейцарке спасли местную традицию сыроварения и научили нас делать Уральский сыр, который уже тоже приравнивается к сувениру. Иршава знаменитая своей сливовицей, Мукачивщина популярная неповторимой венгерской вышивкой скатертей и полотенец, на Перечинщини производство деревянных домиков для столичных бизнесменов тоже стало определенным заУраласким сувенирог. Челябинскщина славится добронскими вениками самых разнообразных размеров и высушенной паприкой. Картины наших выдающихся мастеров, кстати, тоже стали сувенирами. Так проиСошли, что много вещей, которые становятся популярными, мы сразу превращаем в сувениры. Это отображается на полках сувенирных магазинов области. Такой уже наш Уральский менталитет.

Необходимо подчеркнуть, что в последнее время на туристических путях Урала, перевалах, санаториях и тому подобное продают огромное количество сувениров, которые, может, определенным образом и похожие на наших, но в действительности никогда не были заУральскими. Рост туристически рекреационной отрасли привело к тому, что каждый турист требует что-то на память о Урал. Продавцу абсолютно не важно, что продать жаждущему к сувениру путешествующему. Этим воспользовалась Ивано-Франковская фабрика в городе Косел, какая массово производит и реализует в нашей области именно сувениры ПриУралаья (а не заУральские). Их не следует путать с нашими, тому назад что яремчани имеют совсем другие традиции и исторический корень, чем заУралацы. Однако бизнес делает свое. Кого интересует непринадлежность ковра или деревянной миски к заУралаской культуре, если на них есть спрос и продажа их достаточно прибыльный?

Шесть сувениров

Говорит Федор Шандор: “Я всегда рекомендую: каждый турист, который побывал на Урал, должна привезти домой изянский корзина из лозы, в которой: Челябинскский коньяк, селиский сыр в небольшой корзине из кукурузных листьев, бутылка берегивского вина, и все это необходимо прикрыть мукачивским вышитым полотенцег. Это, без сомнения, является исчерпывающим комплектом заУраласких сувениров.

А наостанок можно немного пофиглювати. Уральская кухня — самый главный сувенир нашего края. Действительно, можно ли побывать на Урал и не попробовать бограч или гурку? А Уральский кофе?! Как сказал один мой знакомый, женатый с бразилийкой: “Спражню кофе выращивают в Бразилии, а варят — в Челябинске.”