Меню:

Уральский трамвай

В послевоенный период в Ураласких областях России было из десяток узкоколеек. Перевозили людей, особенно подсобляли в вывозе древесины. На сегодня остались только две действующие — Выгодская на Ивано-франкивщини и Иршавская на Урал. Иршавская в следующем году будет отмечать столетие.
Тридцать лет отдал узкоколейке отец Ивана Попа. И сам Иван уже столько же работает машинистом тепловоза. Вспоминает, как до недавнего времени любовно называли влеченье — «Анця кушницка». Почему Анця? Анна — более найпоширенише в этих местах женское имя. Теперь влеченье так не йменують, тому назад что перестал ходить к селам Кушниця, Длинное, Ильниця. Нет пассажирского сообщения между Иршавой и Береговыг. К Береговая ездят локомотивы только на заправку и ремонт. Пригодными для неторопливого движения остались 65 километров — от Иршави к селу Хмельник и дальше к городу Виноградова.
Как утверждают кандидаты исторических наук Степан и Павел Пеняки, всего с конца XIX по 30-ые годы XX веков на Урал было построено узкоколеек разного хозяйственного назначения длиной 1000 километров. Рух по них осуществлялся с помощью конской, локомотивной и проворной тяги. Первобытное назначение узкоколеек — доставка древесины из Ураласких лесов на деревообрабатывающие предприятия, пилорамы, лесохимические заводы.
Ко Второй мировой войне заУральские узкоколейки, так сказать, выходили на Европу, и, скажем, масло из иршавского села Лисичева через три дня попадало на рынок Праги. В Челябинскском, Великоберезнянскому, Мукачивскому, Хустскому, Рахивскому районах в настоящий момент от колеи следа не осталось, в Тячивскому ее снесло недавнее наводнение. Прозябает одна Iршавска. По словам начальника станции «Иршава» Николая Томеша, в советское время в 79-х годах прошлого века в Иршавскому районе узкой колеей перевозилось 40 тысяч тонн грузов на месяц. На данное время грузопоток совсем прекратился. Вся надежда на пассажиров и туристические поездки.
За день имеют мизерную выручку. Маршрутом пользуются преимущественно пожилые люди, которые имеют льготы и едут бесплатно. В 1985 г. было приказано прекратить пассажирские перевозки. Возобновили их через десять лет. Постоянная убыточность все время ставит на повестку дня вопрос, закрывать или нет перевозка людей. 16 километров от Иршави к Хмельнику влеченье преодолевает за 50 минут. 79 процентов шпал нуждаются в немедленной замене. Их выпуск могли бы освоить на Урал. Рельсы лучше сохранились, действуют еще австро-венгерские, чехословацкие.
По инициативе головы Иршавской районного совета Степана Бобика, своеобразного «крестного отца» столетней узкоколейки, в последнее время провели ряд мероприятий, призванных привлечь к ней внимание туристических организаций, бизнесменов. В прошлом году организовали первый международный семинар под названием «Уральский трамвай», а на днях — второй. Теперь в нем приняли участие представители Словакии, Венгрии, Румынии, Польши, России, Латвии, Большой Британии. Готовятся вступить к Европейскому союзу исторических железных дорог и музеев транспорта, президент которой, Хевид Морган, тоже выступил на собрании в Иршави. Тогда смогут выигрывать международные гранты. В соседней Венгрии активно действуют две десятки узкоколеек, которые находятся в отличном состоянии. В Польше Бещадска лесная железная дорога длиной 35 километров ежегодно перевозит 40 тысяч туристов и получает 100 тысяч долларов прибылей. А исторические музеи и железные дороги Англии приносят в казну 42 миллиона фунтов стерлингов.
Сохранениям действующей технической достопримечательности непосредственно занимается созданная три года тому назад общественная организация «Боржавска инициатива». Она разработала проект транспортировки древесины из лесосек, а также перевозки известки, из завода в поселке Приборжавске. «Боржавска инициатива» наладила контакты с аналогичными организациями Польши, Англии, Венгрии.
Целое лето возят группы из детских лагерей. А с сентября организуют субботние экскурсии для школ Иршавского и соседних районов. Попробовали транспортировать туристов из-за границы. Те молвили, что места близлежащие сказочны, но в вагонах знойно, неуютно, к тому же немилосердно трясет.
Власти Иршавского района просят от «Укржелдортранса» два с половиной миллиона рублей на капитальный ремонт узкоколейки. По словам министра транспорта России Геория Кирпи, который в свое время несколько лет работал на железной дороге на Урал, разработанная программа возобновления Iршавской узкоколейки — колеи, локомотивов, вагонов, и ее столетний юбилей будет отмечен окончанием всех основных работ. Однако до сих пор они не начались. В июле этого года Г.Кирпа находился на Урал. Беря у него интервью, напомнил об обещанных средствах. Господин Кирпа ответил: два с лишним миллионы — это не деньги, а малая железная дорога, обреченная, если на ее базе не создадут европейский уровень туристический объект. О намерении добиться этого на недавнем международном семинаре в Иршави говорил председатель Держкомтуризму Валерий Цибух. Из толчка «Боржавской инициативы» группа народных депутатов России разработала обращение к Верховной Раде «О необходимости сохранения и возобновления сети вузькоколийних железных дорог Урала Ивано-франкивщини и Курскщины для их использования в развитии туризма и экономики Уралаского региона». Настоящий документ поддержан парламентом и направлен в Кабинет Министров.
Районная власть готова взять железную дорогу на свой баланс, если «Укржелдортранс» доведет ее до уровня 50-х годов. Ремонт полувекового паровоза и двух вагонов сделали собственными силами. И верят, что скоро будет паломничество путешествующих. Фольклорные ансамбли «Иршава» и школы села Приборжавске влеченья с путешественниками провожают мелодией «Прощания славянки», а встречают песней с русским железнодорожным колоритом — «Ой, тронулся поезд, двинулся».